Корреспонденты РИА «Воронеж» продолжают рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В первой части проекта «Улицы победителей» речь шла о воронежцах, защищавших родной город. Во второй – о 26 героях, которые родились за пределами Воронежа, но сражались за него. Вместе с известным воронежским историком Владимиром Размустовым корреспонденты РИА «Воронеж» вспомнят героев и расскажут об улицах, названных в их честь.
Павел Олифиренко (1913—12.07.1942)
Политрук, комиссар 1 батальона 575-го стрелкового полка 161-й стрелковой дивизии. Родился в селе Синегоры Богуславского района Киевской области. Погиб в боях за «северные ворота Воронежа» - село Подгорное.
Информации о защитнике Подгорного Павле Олифиренко очень мало, но даже та, которая есть, дает разное представление о гибели героя. В документе главного управления кадров вооруженных сил СССР о потерях офицерского состава, сказано, что политрук Олифиренко пропал без вести в июле 1942 года. А в наградном листе, подписанном командиром 575-ого стрелкового полка Сиповичем 21 июля 1942 года указано, что отважный комиссар был тяжело ранен в боях за Подгорное 12 июля 1942 года.
Описание подвига Павла Олифиренко в наградном листе
«При подходе батальона к южной окраине села Подгорное, вскочил на танк. С командиром батальона проехал через боевые порядки своего батальона (построение войсковых единиц для ведения боя – РИА «Воронеж»), выбросил лозунги «За Родину!!!», «За Сталина!!!», «Вперед!», чем воодушевил бойцов и командиров на боевые подвиги. Бойцы и командиры бросились в бой за своим боевым комиссаром и овладели южной окраиной села Подгорное. 12.7.42 г. товарищ Олифиренко П.И. тяжело ранен»
Последние часы жизни Павла Олифиренко также описаны в воспоминаниях командира взвода 575 стрелкового полка 161-й стрелковой дивизии Алексея Китаева. Олифиренко, Китаев и командир батальона Шумилин сели в танк и повели солдат в наступление.
«Приказ идти на занятое немцами село Подгорное дивизия получила 11 июля 1942 года. В 8:00 подразделение 575 полка Героя Советского Союза майора Сиповича начало наступление. Ворвались в Подгорное. Фашисты открыли пулеметный огонь по танку, все выскочили из бронемашины и вместе с батальоном пошли в рукопашный бой, и в один из напряженных моментов боя смертью храбрых погиб комиссар батальона Олифиренко Павел Игнатьевич. Его именем теперь названа одна из улиц Подгорного»
Из материалов, хранящихся в школьном музей школы № 46 (Подгорное)
В документе о потерях офицерского состава указано, что Павел Олифиренко был женат
По мнению кандидата исторических наук Владимира Размустова, формулировка «пропал без вести» в отношении Олифиренко появилось по объяснимой причине.
- Воронежский писатель-фронтовик Александр Гринько пишет, что к 12:00 12 июня фашисты были выбиты из Подгорного. Но противник подтянул из-за Дона свежие части и в 15:00 немецкий полк с 20 танками атаковал левый фланг 575-го полка. Наши вынуждены были отступить. Бой снова переместился в центр Подгорного, а потом и к Задонскому шоссе. То есть, Подгорное 12 июня мы героически взяли, но в тот же день снова потеряли. Нет и документа о захоронении Олифиренко, так как в тот день тела не успели вынести с поля боя. А когда 14 июня наши окончательно освободили Подгорное, тело его не опознали среди всех погибших и поэтому признали без вести пропавшим,- заявил консультант спецпроекта «Улицы победителей» Владимир Размустов.
Изначально комиссара Олифиренко подавали на орден Красного Знамени. Это один из высших орденов СССР, он был учрежден для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите Отечества. Но в итоге ему посмертно наградили медалью «За отвагу». Вероятнее всего такое решение было принято из-за того, что в день гибели Олифиренко 575 полк уступил немцам Подгорное.
Павла Олифиренко изначально предполагали наградить орденом Красного Знамени, но пометка на документе говорит, что в итоге ему дали медаль «За отвагу»
В Подгорном расположены две братские могилы. В одной, которая находится на территории кладбища, захоронено 3492 воина. Вторая братская могила обустроена недалеко от школы. В ней покоятся останки 288 бойцов.
Сквер с братской могилой в Подгорном
В одной из этих могил скорее всего и обрел покой комиссар Олифиренко.
- Мы связывались с селом Семигоры, в котором родился Павел Олифиренко. Там старожилы рассказали, что он был женат, что до 1941 года его жена работала актрисой в одном из театров Киева. У них была дочка. Немцы расстреляли жену Олифиренко как супругу политрука. Но девочка смогла выжить. Вот только никто о ней ничего не знает, к сожалению. Мы бы очень хотели найти дочь Павла Олифиренко, показать ей землю, на которой погиб ее отважный отец,- рассказали РИА «Воронеж» сотрудники музей школы № 46.
Улица Олифиренко раньше называлась Грузовой
Улица Олифиренко расположена в центре микрорайона Подгорное. Символично, что начинается она у сквера который посвящен воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. По словам старожилов Подгорного, увековечить память Олифиренко в названии улицы принадлежит бывшему директору школы №46 Александру Астафурову. В 60-тых годах он был инициатором открытия в школе музея боевой славы.
- Эта улица раньше Грузовой называлась. А благодаря Астафурову стала называться в честь героя. Помню, как он пришел ко мне домой и говорит, будем название улицы менять на Олифиренко. Знаешь, Ольга Николаевна, кем был этот человек? Он, когда Подгорное от фашистов освобождали на танке на этих гадов поехал и погиб смертью храбрых. Хорошо, что тогда улице название сменили, правильно сделали,- заметила жительница улицы Олифиренко Ольга Колупаева.
Ольга Колупаева: «Нам бы здесь доску мемориальную Олифиренко повесить , только где денег взять…»
Боевые действия за Подгорное начались утром 7 июля 1942 года. Они продолжались в течение недели с переменным успехом. Село то полностью, то частично переходило из рук в руки. О кровопролитности боев в районе Подгорного свидетельствуют потери воинских частей Советской Армии, сражавшихся на данном участке. Только за 12, 13 и 14 июля полки 161-й стрелковой дивизии потеряли 574 человека, 1262 бойцов ранили и 144 пропали без вести. Значительные потери в районе Подгорного понесли и другие части. 14 июля 1942 г. противник был окончательно выбит из села. Однако фронт отодвинулся от села лишь на 1,5-3 км. В течение семи месяцев село фактически оставалось на переднем фронте, испытывало на себе удары артиллерии и налеты авиации.
Об ужасах, творившихся в июне 1942 года в Подгорном, можно судит по воспоминаниям чудом выжившего в том кровопролитье фронтовика Алексея Китаева, который вместе с Павлом Олифиренко на танке ворвался в захваченное немцами село. 12 июня Китаев ранили в обе ноги, руку и живот. Двое суток, истекая кровью, он лежал на поле боя в окружении погибших, не думая, что получится выжить. Китаева обнаружили 14 июня. Бойцы 2-ого батальона шли в наступление на Подгорное. Раненого на носилках перенесли в полевой госпиталь.
Мемориал в честь подгоренцев, погибших в годы ВОВ
«Стояла полная тишина. Боя не было. Я все думал, а где сейчас мой полк, увидимся ли снова. Да я уже и не рассчитывал увидеться со своими. До сих пор помню, как лежал там на поле боя среди убитых бойцов и командиров, их трупы разлагались от жары, по мне ползали черви. Сознание терялось. А в это время все думали, что меня убили и отправили похоронку моей матери…»
Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Алексея Китаева.